Обратите внимание, что……..
В возрасте 7лет у ребёнка хорошо развита только «внешняя» речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь. Перевод мыслей в письменную речь – это ещё более сложный процесс, задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зоны речи и познавательный центр. Наличие «внешней» речи и недостаточно развитая у детей 7 лет функция контроля над речью объясняет их повышенную болтливость по принципу «что вижу, о том и говорю».
Развитие речевой деятельности как высшей психической функции должно пройти следующие этапы формирования:
- до 7 лет – правополушарный этап развития (тональное звукоразличение, зрительно-моторные координации (ритмы), пространственные представления, восприятие тела, зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус);
- к 7 годам должен сформироваться фонематический слух (специальные умственные действия по различению звуков и установлению звукового строения слова);
- к 8-9 годам – формирование словесных выражений в соответствии с конкретными понятиями и представлениями, а также умение самостоятельно составлять речевое высказывание;
- к 12-15 годам – произвольный самоконтроль над речевой деятельностью;
- к 7 годам ребёнок с нормальным психическим и речевым развитием должен использовать 4000 слов.